Далеко не всем посетителям портала ISRAland удалось занять в Израиле то место, на которое, по их убеждению, они могли бы рассчитывать. Впрочем, не исключено, что многие просто еще находятся по пути наверх и полагают, что рано подводить итоги. Хотя 10-15 лет – не такой уж малый срок, за это время наверняка можно было составить представление о том, насколько в маленьком еврейском государстве, где всего в обрез, кроме врагов, реально сделать профессиональную карьеру. Поэтому вопрос очередного голосования вовсе не кажется преждевременным – с большей или меньшей уверенностью на него может ответить большинство из тех, кто приехал в страну после развала Советского Союза. По своему опыту или на примере друзей мы можем судить об этом, а раз так: «Говорят, что существует «стеклянный потолок» - уровень, выше которого репатриантам в Израиле просто не дают подняться – ни в одной из сфер деятельности. Верите ли вы в это?»
Нельзя сказать, что все 5 769 участников голосования были единодушны, скорее, наоборот. Больше всего ответов набрал вариант «Потолок» есть, но не везде» (1 616 голосов или 28.01%), но лишь на один голос меньше было отдано за ответ «Да, я сам с этим столкнулся» (1 615 или 27.99%). И если с «сам столкнулся» все ясно и никаких разночтений быть не может, то с первым ответом дело обстоит не так просто. Скажем, «русский» бизнес – понятно, что никаких ограничений в этой сфере «русским» не создашь. А вот при попытке стать «чем-то большим», выйти на общеизраильский рынок, как говорится, возможны варианты. По крайней мере, ярких примеров таких прорывов не существует. Кстати, в политике ситуация мало чем отличается от бизнеса: история с несостоявшимся назначением Марины Солодкиной министром абсорбции – яркий тому пример.
Маленькая страна – большие проблемы. Наверное, это характерно не только для Израиля, но в Израиле, где к профессиональным соображениям всегда примешиваются клановые и партийные, где еще в школе учат, что нужно держаться своих и проталкивать их, чтобы рано или поздно они подтолкнули тебя, это особенно заметно. И не случайно среди тех, кто покидает страны, лузеры составляют меньшинство, большая часть – люди, чего-то добившиеся, но не успокоившиеся на достигнутом. Они возвращаются в СНГ или перебираются на Запад, где, судя по всему, находят применение своим талантам. По крайней мере, возвращаться назад они не торопятся.
В этом нет ничего удивительного, если учесть, что на 27.99%, столкнувшихся со «стеклянным потолком» приходится только 315 человек или 5.46%, выбравших ответ «Нет, я добился всего, чего хотел». «Перепад» между теми, кто пока знает об этой проблеме больше с чужих слов, не столь заметен, но он существует и тоже свидетельствует не в пользу Израиля – 901 участник голосования (15.61%) предпочли вариант «Да, мне многие об этом рассказывали», тогда как ответ «Нет, хотя я часто слышал об этом» выбрал 391 респондент или 6.77%.
Если принять во внимание, что 931 проголосовавший (16.13%) пока не имеет своего мнения по данной теме и предпочел отметить «Мне трудно судить об этом», то картина получается следующая: 2 516 человек или 43.6% считают препятствия, возводимые перед репатриантами реальностью, тогда как 706 или 12.23% полагают, что их не существует. Разница ощутимая – даже если приплюсовать ко второй группе ту команду, которая полагает, что все зависит от сферы деятельности (напомним, что их 1 616 или 28.01%), все равно пессимисты окажутся в большинстве.