Во многих научных трудах утверждается, что крупнейший эволюционный всплеск в истории млекопитающих связан с гибелью древних ящеров.
Однако ученые США, Великобритании, Австралии, Германии и Австралии, объединив усилия, показали, что это не совсем так. С помощью специальной программы, позволяющей реконструировать эволюцию, они создали новое фамильное древо млекопитающих. При этом применялся комплексный подход с использованием палеонтологических и генетических данных.
Как показало исследование, в течение Мелового периода млекопитающие были крайне малочисленны – в этот промежуток времени на Земле доминировали рептилии, угнетая все живое. До последнего времени считалось, что именно гибель динозавров позволила млекопитающим обрести господство в животном мире и разносторонне эволюционировать.
Однако теперь выясняется, что основные группы млекопитающих (грызуны, приматы и другие) появились еще до падения астероида, приблизительно 93 млн лет назад. Мощный эволюционный всплеск случился 85 млн лет назад – тогда появилось немало новых видов.
Падение астероида 65 млн лет назад, судя по всему, убило динозавров, но на развитие млекопитающих особо не повлияло. В течение еще 10 – 15 млн лет после катастрофы темпы эволюции млекопитающих оставались крайне низкими. Новые виды, появившиеся за этот период, были нежизнеспособны и быстро вымерли.
Второй эволюционный всплеск у млекопитающих произошел в Эоцене – 55-50 млн лет назад. В то время на планете установились новые климатические условия. Состав скал и морских отложений на границе между эпохой Палеоцена и Эоцена указывают на то, что глобальные температуры повысились на шесть градусов Цельсия менее чем за тысячелетие. Это, как полагают ученые, и стало первопричиной бурного видообразования.
В своих изысканиях ученые использовали уже опубликованные данные, которые за десятки лет накопила палеонтология. Доктор Джонс из Лондонского зоологического общества в интервью ВВС заявила: «Если бы мы проводили эксперимент на пустом месте, то нам пришлось бы собирать молекулярные и морфологические данные о четырех тысячах видов. Вместо этого мы использовали информацию, полученную исследователями со всего мира».
Впрочем, авторы статьи, опубликованной журналом Nature, не считают свою модель идеальной. По их словам, это пробная версия, которая с накоплением новых данных будет изменяться.