Пишут теперь все: от геологов и музыкантов до программистов. В Израиле, а особенно в русскоязычной среде, писательство стало чуть ли не национальным видом спорта, наряду с поеданием хумуса. Вот и совсем недавно вышла очередная книжка, посвященная вечной, совершенно не новой проблеме, а именно: проблеме «русской» алии в Израиле. Книга под претенциозным названием
«Мифы русской алии» никому не известного автора Майи Гельфанд. «Писательница» пытается проникнуть в трагическую глубину вопроса, затронуть тяжелейшие и острейшие проблемы, с которыми сталкиваются русскоязычные израильтяне. С настойчивостью, граничащей с нахальством и с фантазией, достойной лучшего применения, этот молодой автор берет на себя ответственейшую «миссию» проанализировать, путь нашей абсорбции. И хотя М. Гельфанд (надо отдать ей должное) довольно тщательно собрала мнения людей, чьи имена известны всему Израилю: Александр Дов, Александр Уваров, Лев Псахис, а потом увязала их с мнениями людей рядовых, не известных широкой публике, тем не менее, это не дает ей право осуждать тех, кому она в дочери годится. С нагловатой простотой молодости, Гельфанд построила книжку так, будто бы проблем между местным населением и приезжими не существует, а все они надуманны и являются следствием «комплекса неполноценности» и «личной неустроенности». С убежденностью советской комсомолки автор доказывает, что мы, мол здесь, всего лишь пришельцы, чуть ли не лишние, а со свиным рылом, как известно, в калашный ряд не лезут. Мол, или принимайте все как есть, или вот Бог, а вот порог. А кто, хочется спросить этого автора, строил Израиль? А кто на своих горбах вытаскивал эту страну из разрухи? Кто, скажите пожалуйста, осушал болота, строил дороги, основывал киббуцы? А это были, уважаемый автор, не кто иной, как молодые люди, переселенцы из России, любящие эту страну.
Интересное замечание делает Гельфанд и вот по какому поводу: якобы в Советском Союзе готовили специалистов, чья квалификация недостаточна для устройства на работу в Израиле. Поэтому, получается, профессора и академики метут улицы, в то время, как торгаши и ловкачи занимают тепленькие местечки.
Одним словом, книжка скорее вредная, чем спорная. Думаю, она вызовет однозначную реакцию своим хамоватым тоном, развязной манерой написания и необдуманными выводами.
Н. Шабаш