По-разному складываются в Израиле судьбы новых репатриантов. В последние месяцы страну потрясла информация Центрального бюро статистики Израиля, согласно которой иммигранты, приехавшие из стран Восточной Европы, покидают Израиль в пять раз чаще, чем евреи, вернувшиеся на историческую родину из США, Западной Европы и Ближнего Востока. В качестве официального объяснения государство приводит высокий уровень безработицы и высокий уровень налогообложения. Однако примеров удачной абсорбции в Израиле выходцев из стран СНГ все же намного больше. Я беседую с программистом одной из компаний высоких технологий Сергеем Т.
- Скажи, вот ты в конце 90-х приехал в Израиль, как ты попал в «хай-тек»?
- Вообще-то я еще в Харькове, откуда родом, мечтал о компьютерной профессии, самостоятельно занимался программированием. А когда репатриировался, то начал искать профессиональную школу, где готовят специалистов в области компьютерных дисциплин. Один из моих знакомых в то время учился в колледже «КАМТЕК», я с ним пришел на занятия, увидел своими глазами, как идет учебный процесс, поговорил со студентами. Оказалось, что некоторые еще до окончания курса уже нашли работу по профессии, я посмотрел, как они сдают экзамены по программе Microsoft, понял, насколько все серьезно. Поэтому решение о поступлении в этот учебный центр далось мне легко. Я выбрал для себя курс программного обеспечения под Windows: программирование в среде С++ и Visual Basic. Это был один из самых дорогих и объемных курсов, занятия на нем продолжались год, но я вспоминаю период этой первой своей профессиональной учебы в 2000-2001 годах с очень теплым чувством. Было трудно, но одновременно безумно интересно постигать секреты искусства делать программы.
- А просто ли было потом найти работу?
- Возможно, что мне повезло, но меня взяли с первой попытки, после первого в моей жизни профессионального интервью. Я прошел собеседование, и уже через неделю мне позвонили и сообщили, что меня берут в ту фирму. Я допускаю, что одним из аргументов в мою пользу было то, что я шел на любые условия: для меня тогда важен был не размер зарплаты, а сам факт работы по специальности, ведь к тому времени у меня еще не было профессионального опыта.
- Если не секрет, то можешь что-то рассказать о той фирме и твоей работе программиста?
- Это была одна из крупных международных компаний, связанных с телекоммуникационными технологиями. У нас работал большой коллектив программистов, языками общения преимущественно были иврит и английский. Я довольно быстро сумел войти в режим работы, выполнял конкретные задания в группе, занимающейся разработкой одного из направлений общей задачи. Естественно, с опытом росла и зарплата. В принципе, если бы не мое стремление узнавать новое, я мог бы продолжать работать в той фирме. Но недостатком больших компаний является их некая консервативность. Они не успевают перестраиваться и внедрять новые методики, продолжают работать со старыми технологиями. Когда появилось новое направление – Интернет-программирование – я вначале пытался изучать его самостоятельно, но скоро понял, что системные знания смогу получить только на профессиональном курсе. Тогда я вновь сел «за парту» в родном колледже «КАМТЕК». Кстати, поскольку это был мой второй курс в «КАМЕКе», то я получил значительную скидку на его оплату.
- А что тебе дал в профессиональном плане этот дополнительный курс?
- Это новая ступень, следующий уровень – программирование в среде «.NET». Освоив Интернет-программирование, я поменял место работы. Кстати, в новой компании 95 процентов сотрудников говорят по-русски, хотя ее хозяевами являются коренные израильтяне.
- Я слышала, что в израильском хай-теке предпочитают специалистов с академической степенью. Это действительно так?
- Предпочитают специалистов, это правда. Что же касается степени, то не всегда ее наличие является свидетельством умения писать программы. Одновременно со мной на работу брали двух выпускников университета, но через месяц их уволили. Возможно, что в плане теории они были образованы лучше меня, но они не знали элементарных приемов программирования. Что говорить? Порой талантливый школьник более грамотно пишет программы, чем выпускник университета. А сертификат компании Microsoft, который выпускники колледжа «КАМТЕК» получают, успешно сдав экзамены, как раз свидетельствует об уровне их профессионального умения. И это очень ценится на рынке труда в области высоких технологий. Своей карьерой, например, я обязан именно учебному центру «КАМТЕК».