Генерал-лейтенант Дан Халуц, возглавлявший Генштаб ЦАХАЛа в период Второй Ливанской войны, ушел в отставку год назад. Через две недели после публикации окончательного отчета комиссии Винограда Халуц дал интервью – первое после ухода в отставку. 15 февраля оно публикуется в газете «Едиот ахронот».
«Я прочитал отчет комиссии Винограда не единожды, - сказал Халуц. – К моей радости, а может, наоборот, к сожалению, я не нашел в документе ничего такого, чего бы я не знал раньше. Это понятно: работа комиссии продолжалась полтора года, и она основывалась, главным образом, на материалах расследований, проведенных ЦАХАЛом».
По словам экс-начальника Генштаба, когда после окончания войны он анализировал события и действия армии и свою деятельность, у него возникло такое ощущение: Израиль не воспользовался всеми предоставившимися ему возможностями.
Халуц: «Как я понял, причина в том, что я и многие не до конца четко выполнили свои функции, совершили массу ошибок. Это весьма неприятное чувство: понимаешь, что мог сделать все иначе, намного лучше, эффективнее – но этого не произошло».
Многие обозреватели и политики обвиняли Халуца в следующем: он как выходец из ВВС убедил руководство Израиля в том, что авиация способна решить исход любой современной войны. Поэтому и во Второй Ливанской войне (и особенно до нее) не придавали должного внимания подготовке и применению сухопутных сил.
Вот мнение Халуца: «Я никогда не говорил – ни как командующий ВВС, ни как начальник Генштаба, и уж тем более во время Второй Ливанской войны, – что авиация может решить судьбу войны. Напротив, когда министры спрашивали меня, что можно будет считать победой в войне, я отвечал: настоящего нокаута, разгрома не произойдет».
В свое время много писалось также о том, что Халуц рекомендовал кабинету непродуманные решения по тем или иным вопросам в ходе войны, и министры послушно утверждали их, следовали, так сказать, в фарватере.
Халуц: «Говорить, что я мог увлечь за собой по неверному пути 24 министра правительства – ерунда. Кого я мог увлечь? Вы помните, что в том составе кабинета, кроме действующего министра обороны Амира Переца, было еще три человека, прежде возглавлявших это ведомство – Биньямин Бен-Элиэзер, Шимон Перес и Шауль Мофаз».