Рост напряженности в отношениях Израиля и Сирии – очевиден. После ликвидации одного из лидеров «Хизбаллы» Имада Мурании противостояние вышло на новый виток, - сообщает Ynet. Каждая из сторон подозревает другую в готовящемся нападении. Израиль опасается, что Сирия попытается отомстить за смерть Мурании, Сирия предполагает, что Израиль может нанести упреждающий удар. В результате и Сирия и Израиль постепенно повышают уровень своей боеготовности, одновременно посылая друг другу сдерживающие предупреждения.
Такое происходит не впервые. Еще летом 2007-го, до того, как Израиль разбомбил сирийский ядерный объект, Сирия боялась нападения со стороны Израиля, поскольку полагала, что именно так Израиль попытается сгладить впечатление от неудач последней ливанской войны. Израиль опасался, что Сирия резко отреагирует на бомбежку. Однако скоро все успокоились, - Сирия решила, что израильская воздушная атака была единичным актом, и продолжение не запланировано. Израиль убедился, что Сирия проявляет сдержанность, и тоже снизил уровень готовности.
Нынешнее обострение, полагают в министерстве обороны, обусловлено тем, что Хизбалла при поддержке Сирии и Ирана попытается устроить мегатеракт в качестве мести за гибель Мурании. При этом наши противники понимают, что Израиль отреагирует "непропорционально резко", как было объявлено.
Но не только ликвидация Мурании является причиной нынешнего обострения обстановки. Военная разведка Израиля полагает, что в случае мощного удара по Хамасу, Иран потребует от Хизбаллы оказать помощь "братьям по оружию" путем возобновления обстрелов. В этом случае ЦАХАЛу придется воевать на двух фронтах, и Хизбалла может расценить это как свой шанс на еще один успех. Кроме того, Сирия сегодня подвергается обструкции за то, что именно из-за ее позиции возникла тупиковая политическая ситуация в Ливане. Причем политического выхода не видно. Возможный сценарий – попытка возвращения Сирии в Бейрут в случае массированной атаки Израиля на Ливан.
При всем обилии разных сценариев надо учесть, что обострение отношений не обязательно приводит к конфликту. Важно лишь точно оценить возможности и намерения противника, и здесь ошибка недопустима.