Председатель законодательной комиссии Кнессета Менахем Бен-Сассон намерен добиться принятия реформы службы судебных исполнителей в начале летней сессии Кнессета. В настоящее время этот орган является одним из наиболее проблематичных в израильской судебной системе. Тысячи людей, в том числе новых репатриантов, оказываются в долговой яме, из которой выбраться очень непросто.
"Почему же люди залезают в долги?" – спросите вы. Как говорится, не суди, да не судим будешь. Бывают разные ситуации, однако наиболее типичной является потеря рабочего места. 9-10 месяцев, и домой. Кому из русскоязычных репатриантов это не знакомо? Есть зарплата – есть разрешенный минус и кредитная карточка. Люди делают покупки в кредит, разбивая большие суммы на платежи. Логика такова – платить в месяц по 100-200 шекелей в течение трех лет вроде бы не проблема, в результате приобретаются довольно дорогие вещи. Покупка здесь, покупка там – получается немалая сумма. Конечно, если есть нормальный доход – все идет вроде по накатанной, а вот увольнение резко запутывает ситуацию. Платежи начинают возвращаться. А что же в таком случае делают банк и кредитные компании? Пишут предупредительное письмо с просьбой оплатить сумму долга в течение 14-21 дня. А иногда и не пишут. Попросту переводят дело к адвокату, который тут же прибавляет к сумме долга еще процентов 30-40. Дальше – больше. Дело передается в суд – это дополнительные расходы. Долги растут, словно грибы после дождя. Пару сотен превращаются в несколько тысяч, а пару "штук" могут вполне вырасти в десять и даже двадцать. Сюда входят и большие проценты, и адвокатские гонорары, порой превышающие сумму самого долга, а также судебные расходы. В результате должники оказываются в безвыходной ситуации, что приводит к конфискации имущества, жилья и даже аресту.
63-летний Семен из Беэр-Шевы (имя изменено) работал охранником через одну из посреднических фирм. После 9 месяцев его отправили домой по понятным причинам, к тому же, написав, что он "ушел по собственному желанию". Это закрыло ему возможность получения пособия по прожиточному минимуму в течение нескольких месяцев. За это время он задолжал банку около 3 тысяч. Вскоре найдя работу, он решил уплатить долг, однако с удивлением обнаружил, что дело передано банковскому адвокату, и сумма возросла до… 11.5 тысяч. Шокированный, он попытался поговорить с юристом, но тот лишь пожал плечами. И добавил: "Если заплатишь все сразу, получишь скидку 10%". Такой суммы у Семена не оказалось, и он платить отказался. Счет был арестован, а работники службы судебных исполнителей пришли описывать и без того скудное имущество. Сейчас пожилой репатриант выплачивает ежемесячно по 150 шекелей (уже полтора года!), а сумма долга не только не уменьшилась, но и увеличилась – судя по последней распечатке, на сегодня она составляет уже… 21 тысячу.
Это лишь один типичный случай, а сколько еще людей испытали и продолжают испытывать на себе все эти "прелести". По мнению депутата Бен-Сассона, такое положение дел в корне недопустимо. Именно поэтому и планируется провести реформу, суть которой заключается в том, что служба судебных исполнителей перестанет быть частью судебной системы и будет преобразована в самостоятельное учреждение, которое будет работать без вмешательства адвокатов. Реформа также предусматривает упрощенное взыскание мелких долгов (до 30.000 шекелей), с возможностью разбивания суммы на разумные платежи. Также будет отменен арест должников. Реформу активно поддерживает и нынешний глава минюста Даниэль Фридман, а также судьи, которые давно озабочены плохим исполнением своих решений. Однако адвокаты, по понятной причине, выражают протест – они попросту не хотят лишиться доходов. Уже сейчас сформировано сильное лобби адвокатов, так что претворение реформы в жизнь обещает быть нелегким.
Евгений Задиран